Последние новости »

Публикации


Налог на добавленную стоимость. Вопросы и ответы

19 фев 2014

Счета – фактуры. Нумерация счетов – фактур.

1. Можно ли вести для счетов – фактур на аванс отдельную нумерацию с префиксом «А»?

Ответ:

Пункт 5.1 статьеи169 НК РФ содержит требование к реквизитам счета – фактуры, выставляемом налогоплательщиком при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При этом подпункт 1 пункта 5.1. статьи 169 НК РФ не содержит конкретных требований к способу указания порядкового номера счета – фактуры.

Пунктом 8 статьи 169 НК РФ право устанавливать требования к форме счета – фактуры и порядку его заполнению переданы Правительству РФ. Таким образом, порядок заполнения формы счета – фактуры утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (ред. от 24.10.2013) "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Согласно пункту 1 раздела II. Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость в строке 1 указывается порядковый номер и дата составления счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - счет-фактура).

Следовательно, налоговое законодательство не устанавливает конкретный порядок нумерации выставляемых счетов – фактур, не предусматривает ведения отдельной нумерации для счетов – фактур выставляемых при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), поэтому указание в нумерации префикса «А» не противоречит налоговому законодательству и может определяться учетной политикой для целей налогообложения.

Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Поэтому при указании в нумерации счетов – фактур префикса «А» не может являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога у покупателя.

Аналогичной точке зрения придерживается судебная практика, например, постановление ФАС Московского округа от 13.02.2012 по делу N А40-44834/11-90-194 установило, внесение исправлений в нумерацию счетов-фактур не может служить основанием для отказа в вычете НДС, в подп. 1 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации содержатся требования к наличию номера, но не к порядку нумерации. Минфин России письмом от 10.08.2012 N 03-07-11/284 разъяснил, что отдельная нумерация для счетов-фактур, выставляемых при получении предоплаты, Постановлением Правительства не предусмотрена. Следовательно, при выставлении счетов – фактур должна применяться единая нумерация.

По мнению Минфина России, разъясненному письмом от 11 октября 2013 г. N 03-07-09/42466 с указанием на п. 2 ст. 169 НК РФ, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога на добавленную стоимость, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм этого налога. Аналогичная позиция высказана Минфином России и в письме от 15 мая 2012 г. N 03-07-09/53 и многих других. Вывод: указание в нумерации счетов – фактур префикса «А» не может признаваться ошибкой и являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога у покупателя.



Декларация.

2. Мы оказываем маркетинговые услуги нерезиденту. В декларации раздел 7 код 1010812 статья 148 п. 1 пп. 4. Нужно ли сдавать в ИФНС подтверждающие документы? Если да, то какие и в какие сроки?

Ответ:

Так как согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения НДС являются операции реализации на территории России, то определение места осуществления операции реализации осуществляется в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ.

Если местом реализации не является территория России, то выручка, полученная от реализации таких товаров, работ, услуг, не облагается НДС, т.е. не включается в налоговую базу по НДС.

Таким образом, осуществление операций, местом реализации которых не признается территория России, согласно норм статьей 146 НК РФ и 148 НК РФ не является льготой.

Порядок заполнения раздела 7 Декларации по НДС, утвержден приказом Минфина РФ от 15.10.2009 N 104н (ред. от 21.04.2010) "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.12.2009 N 15808). Согласно этому порядку заполнения в разделе 7 Декларации отражаются под соответствующими кодами только стоимость реализованных товаров, работ, услуг без НДС.

Согласно пункту 6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы, документы, подтверждающие их право на эти налоговые льготы. Так как отражение в разделе 7 Декларации выручки, не облагаемой НДС, не является отражением применения льготы, то и истребовать документы, если не выявлены противоречия или ошибки декларации, налоговые органы при камеральной проверке не имеют право.

Ведь согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом.

Только при условии, если в поданной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, заявлено право на возмещение, то налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов, которые отражаются в разделе 3 декларации, а не разделе 7.

Данную позицию поддерживает судебная практика, например, постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 4517/12 по делу N А65-9081/2011 установило, что направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит нормам НК РФ.


Ответы подготовила: Демишева Татяна Алексеевна